Молчадские горки глубокой осенью (26.10.2025)

 В минувшее воскресенье прогулялся по холмам в окрестностях Молчади по мотивам большой прогулки пятилетней давности, читать тут (в РБ без трех букв недоступно): https://elgatomarinero7.livejournal.com/42635.html

Тогда была майская жара, самое начало долгих ковидных месяцев, весенняя зелень и море клещей, тут же мне перепала дождливая и прохладная осень этого года (что, как мне кажется, в целом норма для нашего климата - это скорее в прошлые годы вторые месяцы осени были аномально сухими и теплыми, потому нынешний октябрь и кажется в свою очередь непривычно влажным и холодным на контрасте с ними), да ещё и накануне прошли затяжные дожди. Золотая осень уже на излёте, по сути сменившись той короткой порой, которую я называю уже не "золотой", а "ржавой" осенью. 20 километров ходьбы по холмам и много фото - дальше по тексту


 01. На сей раз метод доставки меня на старт был нетривиальным - поднявшись в 4:30 утра, я первым утренним автобусом отдался в плен барановичскому автовокзалу, с которого ранним утром по самым разным направлениям района уходит множество заполненных и не очень пригородных и временами даже междугородних автобусов


02. В их число входит и отправляющийся в 6:30 утра автобус Барановичи-Сениченята. Из Баранович он выехал почти полный, транзитом через Столовичи довольно резво добрался до окрестностей Мордичей, откуда и начал зигзагами развоз пассажиров по деревням этой части района, в некоторых еле вписываясь габаритами в узкие сельские улицы


03. В начале девятого утра он таки высадил меня и парочку последних пассажиров на конечной остановке, через несколько минут поехав обратно


04. Остановочный пункт


05. Расписание


06. Заброшка в центре деревни


07. Та самая пара пассажиров, как оказалось, следовала не в сами Сениченята, а в находящуюся ещё дальше на возвышенности деревню Гайбуты, которая суть такая глушь, что даже пресловутые социальные стандарты не отправляют туда пригородные автобусы (на самом деле им там банально и негде было бы развернуться). В сельской местности всё на виду, и они так подозрительно постоянно оглядывались на странного идущего за ними незнакомца (то есть, меня), что мне это в конце концов надоело, и я остановился около озера на окраине Сениченят, решив подождать, пока они скроются за горизонтом


08. Озеро Сениченята


09. У кого-то рыбалка не задалась


10. За деревней свернул с ведущей на Гайбуты гравийки на полевую дорогу и попал на разбитый сельхозтехникой полевой участок - благо, там можно было идти по кромке ещё не убранного кукурузного поля


11. И традиционный вид на долину речки Юшковщины с одной из доминирующих точек


12.


13. Дальше на дороге началось совсем уж болото, но именно тут почему-то был убран первый ряд кукурузного поля (возможно, судя по развороченной земле в конце дороги, уборочная техника начала работу, но быстро сломалась), что облегчило спуск. В прошлые годы я спокойно проезжал этот участок на велосипеде даже в ноябре, но в этом году сезон сбора кукурузы и посадки озимых выдался на дожди, и грунтовку именно здесь сильно разбили


14. Пересохшее в последние годы озеро Клянзин благодаря дождям слегка ожило, чуть-чуть наполнившись водой


15. А дальше - просто грунтовые дороги


16. Взбираюсь на самый верх "Молчадских горок"


17.


18. Попытка достать зумом смартфона дома находящихся на склонах другого конца долины Гайбутов


 19. Сорговичи


20. Дальше просто шел по гряде, любуясь на убегающие вдаль плоские холмы Новогрудской возвышенности


21. Пожалуй, самая высокая "кочка" гряды


22. Осенние пейзажи


23. Спуск к Андреевцам


24. Дальше двигался гравийными и грунтовыми дорогами вниз по долине речки Своротвы. Фермерское хозяйство на другом её берегу


25. Небольшое водохранилище посреди леса, выходящее прямо к дороге


26. Которое заканчивается небольшим водопадом - судя по обилию валунов под ним, возможно на месте старой мельницы. Для того, чтобы сделать фото водопада, пришлось пару метров лезть резко вниз по крутому склону


27. 


28.


29. Только я пристроился на поваленном дереве на берегу речки на обед, как пробегавшая мимо туча разродилась проливным дождем - к счастью, пока кратковременным. Более серьезный дождь в прогнозах на этот день таки был, но начаться он должен был к полудню, а до него у меня ещё оставалась пара часов


30. Дождь добавил влажности лесным дорогам, и будь дело летом - мне пришлось бы отбиваться после него от стай комаров, но осенью дымка только добавила атмосферности окружающему миру


31. На мосту через Своротву


32. Деревня Малая Своротва. Просто прохожу мимо


33. Тут перманентная населенка тянется вдоль реки на пару километров, и кое-где через русло перекинуты кладки и крохотные мостики. Вот один из них


34. Иду через бывшую деревню Ксаверполь, ныне административно входящую в состав то ли Малой Своротвы, то ли соседних Круплян


35. В самих Круплянах нашлись остатки брука. Как вы можете догадаться по свету, в эти минуты из-за туч даже робко-робко выглядывало холодное осеннее солнце


36. Снова Своротва - теперь уже с капитальным мостом


37. Гора валунов на месте бывшей фермы в Круплянах. По-моему пять лет назад заброшенное её здание тут ещё стояло


38.


39. Тут наступил полдень - и как и обещал прогноз, начался дождь, большей частью представлявший собой мелкую меланхоличную морось, но время от времени становившийся немного сильнее. Лесной участок мимо нескольких хуторов, находящихся севернее Молчади, был как нельзя кстати


40. Последний пункт программы - проверка существования кладки через реку Молчадь около одноименной железнодорожной остановки. Пять лет назад я спокойно по ней прошел, но именно в этом году тропу к ней через долину реки от железнодорожной платформы я уже не видел. Сначала через свежеубранное кукурузное поле


 41. За полем тропа в нужную сторону была едва заметна, но все же имелась в наличии. Находящийся рядом с переправой хутор давно заброшен, в отличие от выходящих к лесной дороге


42. Железнодорожная остановка отсюда уже видна. Висит груша, а можно ли скушать - скоро узнаю


43. Пробрался к месту слияния Своротвы и Молчади


44.


45. К тому моменту я уже боковым зрением увидел нужную мне кладку, которая существует и по сей день - правда, одно из бревен сломано, но мне это не помешало перебраться на другой берег


46. Сложнее было за ней, где тропа действительно исчезла, и мне пришлось азимутить через высокую мокрую траву в направлении железной дороги. Благо, пару лет назад в долине основательно поработали мелиораторы, поэтому больших болот там нет, а мелкое я вовремя заприметил и обошел


47. Не так давно реконструированный остановочный павильон, на котором ремонтники разошлись даже на ставни для кассы, которая уже, конечно же, никогда тут не заработает


48. Вышел к остановке я, как и планировал изначально, примерно в час дня, ближайший поезд до Барановичей отсюда по расписанию в 6 вечера, но ждать его тут пять часов я, конечно же, не планировал. Обсохнув полчасика и слегка переодевшись, я отправился в центр деревни...


49. ...где пообедал в так кстати недавно открывшемся тут цивильном кафе...


50.


51. ...а потом всего лишь дождался курсирующего каждый день под вечер автобуса Молчадь-Барановичи. Уже не один десяток раз приезжаю сюда или уезжаю отсюда - но впервые это делаю рейсовым автотранспортом


52. Автобус следует в райцентр не короткой дорогой, а большим крюком через обе Своротвы и Городище. Просто почти два часа автобусного тура по деревням северной части района, в которых автобус постепенно заполнялся горожанами, возвращающимися в конце выходных в город из родных деревень и дач


Спасибо за внимание!












Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Тимковичи - Ляховичи (08.02.2025)

Поездами и автобусами в Свислочь и Волковыск (16.02.2025)

Замошье-Клишевичи (22.02.2025)