Россия в мае 2025 года - ч.1: Дно, Порхов, немного Пскова

 В формате путевых заметок расскажу о завершившейся накануне недельной поездке поездами и автобусами по северо-западным регионам России. Первая часть посвящена первому же дню, в который я прогулялся по двум райцентрам Псковской области, а затем вечером ещё успел прогуляться по набережной реки Великой в Пскове


01. Добирался в эти края я довольно банально - пассажирским поездом, а точнее беспересадочным вагоном "Гродно-Санкт-Петербург", с отправлением в 16:39 со станции Барановичи-Центральные


02. Целый вечер медитирования на пробегающие за окном виды и смотрения кинофильмов с планшета, пока с закатом не приезжаем в Орша, где мой вагон за часовую стоянку отцепили от поезда Гродно-Витебск и прицепили к составу Гомель-Санкт-Петербург


03. После этого проспал от силы часа три. Еще одна длинная остановка на узловой станции в Новосокольниках


04. Остаток ночи большей частью банально смотрел в предрассветных сумерках на пробегающие мимо леса и редкие небольшие деревеньки. Маршрут движения поезда для истории:


05. К Дедовичам уже совсем рассвело. Железная дорога тут идет по совсем глухим местам, лишь кое-где к ней крепятся такие вот небольшие поселки, которых без "железки" здесь и не было бы


06. В 5:49 выпрыгиваю на станции Дно. Это довольно крупная узловая станция, санкт-петербургская линия тут пересекается с ветками на Бологое и Псков. Вокзал здесь островного типа, с главным зданием со шпилем, которое в эти минуты красиво подсвечивалось недавно взошедшим солнцем - но совсем скоро оно спрячется за тучи, и вообще прогноз погоды обещал в этот день периодические дожди


07.


08. У меня было больше двух часов до поезда на Псков, и я решил прогуляться по одноименному станции восьмитысячному городку, существующему во многом благодаря железной дороге


09. Автостанция, с которой вроде как и есть автобусы в нужном мне направлении, но на месте нет ни касс, ни расписания, а большая часть здания занята музеем, да и поездом мне было проехать дальше банально интереснее


10. Скорее всего, главная площадь города


11. В целом центр города одно- и двухэтажный. Особых интересностей не замечено. Просто тихо, зелено и уютно


12.


13. Присевший передохнуть Ильич в городском парке


14. Одна из примет этого региона - одинаковые модульные магазины Великолукского мясокомбината. Естественно, в такую рань всё в городе было ещё закрыто


15. На станции - памятник в честь собаки-героя знаменитого стихотворения Маршака про сдававшую багаж даму. Именно на местной станции по сюжету железнодорожники заметили пропажу маленькой собачонки и подменили её пробегавшим мимо поезда местным барбосом


16. Рельсовый автобус РА-1 0027. На таком, но не этом же, мы с Виктоганом в ноябре прошлого года ездили через белорусско-российскую границу между Полоцком и Невелем (я про ту поездку так ничего и не написал, в отличие от Вити: https://victogan.blogspot.com/2024/11/blog-post_26.html). Я почему-то был уверен, что именно на нем отправлюсь дальше, но нет...


17. Пути и станция делят городок на две почти равнозначные части, южнее вокзала вглубь застройки уходит улица Ленина, по которой я тоже немного прошелся. Вид на вокзал с самого её начала


18. Жилые дома около вокзала


19. Дом культуры в роли перспективы улицы и доминанты района


20. Места обитания сотен жителей города Дно и стадион "Локомотив" на переднем плане


21. Перспектива улицы с другого конца - все тот же вокзал


22. В целом эта часть города довольно приятная и душевная - немного персиковой краски на дома в начале улицы, новый асфальт на проезжую часть - и был бы вполне себе типичный маленький тихий белорусский райцентр. Ну и у нас тротуар ещё скорее всего был бы в плитке, а не в асфальте. Даже деревья вот кронированы прямо как у нас


23. Дальше таки прибежала дождевая туча и прогнала меня в зал ожидания вокзала. В России в такой глухомани как правило очень куцее пригородное сообщение. В очереди у кассы я разговорился с местной жительницей, которая посетовала, что раньше пригородных поездов было много, и приезжая в Дно из Пскова ты тут же пересаживался на стыкующийся поезд в условные Дедовичи; теперь же поезда по этим направлениям ходят даже в разные дни. Вот например конкретно в этот день по всему узлу отправлялось всего два пригородных поезда в разных направлениях


24. На рейс Дно-Псков были поданы два сидячих вагона под тепловозом


25. Вагоны на вид совсем новые и очень удобные - даже с биотуалетами. В каждом вагоне было по кассирше-проводнице, старательно открывавших двери вагона на каждом полустанке по пути следования. Также состав сопровождало два охранника. Прибавить к этому еще и локомотивную бригаду - и пассажиров в поезде было ненамного больше, чем обслуживающего персонала


26. Погода в тот момент совершенно испортилась, да и дорога за окном была абсолютно неинтересна - один сплошной заболоченный лес и никакой населёнки. По пути было несколько платформ и одна целая небольшая линейная станция, на которых никто не садился и не выходил


27. Наконец спустя почти час дороги выхожу на платформе "580 км", находящейся на северо-восточной окраине города Порхов. В Порхове есть одноименная станция, которую я увижу из окна поезда через три дня; но конкретно эта платформа немного ближе к центру города, который железная дорога практически огибает по глухим окраинам


28. Куцее расписание пригородных поездов на участке. Однако справедливости ради отмечу, что между этими городами курсирует немало междугородних и пригородных автобусов


29. Стоило мне выйти из вагона - и дождь через несколько минут прекратился. Вообще в этой поездке, несмотря на очень плохие прогнозы, регулярно обещавшие дожди на весь день, с погодой мне везло - временами было холодно, и время от времени действительно шли дожди, но тем не менее в каждой локации паузы между ними дали мне достаточно времени на прогулки и изучение достопримечательностей.

Пара-тройка кварталов частного сектора - и выхожу на берег протекающей через город реки Шелонь


30. Подвесной мост через реку


31. На тот берег мне было не нужно, но для галочки по мосту я прошелся. Он, как положено подобным мостам, изрядно покачивается - было довольно страшновато


32. Главная интересность Порхова, ради которой я сюда и приехал - средневековая крепость, построенная для защиты водного пути из Новгорода в Псков по Шелони. Она как раз находится на берегу реки чуть выше по течению от подвесного моста


33. Часть крепостных стен в аварийном состоянии и огорожена забором


34. Внутрь крепости можно пройти. Уже потом на выходе я увидел объявление о том, что вход в нее платный, но находившаяся рядом касса была закрыта, и кого-то, кто бы собирал плату за вход, я не видел. Внутри небольшой сад


35. И Никольская церковь, к которой в эти минуты сходились немногочисленные прихожанки


36. Часть стены и одна из башен в данный момент реконструируется 


37.


38. Вид на стены крепости снаружи


39.


40.


41. И парочка старинных зданий в её окрестностях


42.


43. Река Шелонь около крепости


44. Автомобильный мост через реку


45. И столб с отметками, как я понял, уровней воды в паводок в разные годы


46. Ещё выше по течению находятся руины не действующей уже гидроэлектростанции постройки 19 века (в ЖЖ меня поправляют, что таки 20 века)


47. Сейчас они функционируют в качестве достопримечательности для любителей индустриальной заброшки и пешеходного моста для местных жителей. Обязательный для меня пункт при фотографировании исписанных надписями стен в российских городах - смотреть, чтобы в кадр не попадала реклама шопов с запрещенными веществами, в российской провинции на стенах домов и сооружений этого добра навалом :(


48. Вид на реку с пролета гидроэлектростанции


49. Времени до ближайшего автобуса на Псков с запасом хватило на прогулку в южную часть города. Парочка старинных церквей в этом районе


50.


51. На другом берегу Шелони за деревьями - старое замчище, на котором в 13 веке возникла первая в этом месте крепость - ещё деревянная. Потом в середине 14 века её безуспешно пытались штурмовать войска ВКЛ под руководством известного персонажа из учебников истории Беларуси князя Ольгерда. Осаду замок выдержал, но из-за усиления опасности нападений через несколько десятков лет на замену ему на нынешнем месте был построен новый - уже каменный. Сходить ещё и туда у меня уже не было ни времени, ни желания. Реку Шелонь впрочем, забегая вперёд, я в этой поездке ещё увижу 


52. Интернет-мем про Ждуна канул в лету, но памятник ему в райцентре Порхов Псковской области остался :)


53. Площадь Красной Армии - очевидно главная в Порхове. Там же находится и небольшая автостанция, с которой мне предстояло через час уехать автобусом в Псков. Но пока я сделал ещё один небольшой кружок уже по самому центру города


54. Застройка центра города преимущественно немногоэтажна и ничем особо не примечательна


55. Городской парк. Порхов - вполне себе стереотипная российская глубинка, которая, впрочем, последние годы потихоньку визуально меняется к лучшему. Визуально он, к слову, получше того же упомянутого в начале рассказа Невеля  


56. Центра города краюшком касается и небольшой спальный микрорайон из пятиэтажек - судя по карте, единственный в городе. Эти бледно-голубые панельки меня будут преследовать всю грядущую поездку по всему региону во всех городах, через которые я буду проезжать


***

После обеда тужащийся изо всех сил видавший виды ПАЗик зеленой расцветки (судя по всему, эти транспортные средства составляют костяк автопарка Псковской области на пригородном сообщении) за полтора часа ничем особо не примечательной дороги доставил меня в областной центр Псков. Тут я сразу с автовокзала поехал заселяться в гостиницу, после чего у меня ещё хватило немного сил на небольшую вечернюю прогулку по Ольгинской набережной реки Великая с видами на Псковский Кремль

57. Успенская церковь на берегу реки


58. Граффити со святой Ольгой на Ольгинском мосту, вид с обзорной площадки около Ольгинской часовни на Ольгинской набережной. Княгиня Ольга, которая, как считается, родом из этих мест - это символ, маскот, самая знаковая и узнаваемая историческая персона в Пскове, её много и в городском визуальном оформлении, и в местном нейминге


59. Наконец тот самый Кремль, он же Псковский Кром. Тут я был лет 20 назад, туда же пойду уже на следующий день. Дальше - просто несколько фотоснимков с видами на него с этой набережной, на которую я в этой поездке уже не попаду


60. Знаменитая огромная надпись у стен Кремля. Если присмотреться, то можно для масштаба сравнить размеры огромных букв с фигурками находящихся на набережной людей


61. Кремль находится аккурат в месте впадения в Великую речки Псковы, устье находится аккурат между двумя башнями чуть правее центра фотоснимка. Всё это я увижу вблизи завтра и покажу вам уже в следующей части моих рассказов


62. 


63.


64. Дошел до древнего, ещё домонгольского (как считают историки, построенного в 12м веке) храма Иоанна Предтечи


65. И решил, что на сегодня хватит


66. Набережная по другую сторону Ольгинского моста. Но идти дальше у меня уже не хватило ни моральных, ни физических сил


67. Завеличье - обширный район советской застройки напротив Кремля на другом берегу реки, предназначенный для отдыха от дел трудовых десятков тысяч жителей областного центра. Очень зеленый, живой


 68. Мне же оставалось только заглянуть в ближайший сетевой магазин за скромным ужином и отправиться в стоящую в сквере с памятником - угадайте сами кому! - гостиницу, где я вскоре погрузился в компенсацию за прошлую бессонную ночь и полный хождений и новых мест длинный день в почти 12-часовой сон. Продолжение следует












Комментарии

  1. В следующий раз заходи в гости! Я - Андрей!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Тимковичи - Ляховичи (08.02.2025)

Поездами и автобусами в Свислочь и Волковыск (16.02.2025)

Замошье-Клишевичи (22.02.2025)